Интервью с Татьяной Казаковой

Театральный Петербург 16 – 31 октября 2003 года

 

В октябре Театр Комедии – один из самых популярных в Санкт-Петербурге театров, открывает новый сезон. Премьеры, юбилеи и другие приятные и давно ожидаемые события – вот о чем рассказала нам художественный руководитель театра Татьяна Сергеевна Казакова.

-Татьяна Сергеевна, совсем скоро театр Комедии откроет новый сезон…
- 4 октября новый сезон открывается возобновленным спектаклем «Влюбленные». Эта пьеса с большим успехом шла в течение 5 лет, и вот теперь в новом составе актеров снова входит в репертуар театра. В главных ролях – Елена Руфанова, которая перешла в труппу нашего театра, и Михаил Разумовский. Оба они – замечательные артисты, любимые зрителями. Работали мы друг с другом с удовольствием. Когда артистам нравится и пьеса и роли, когда они хотят играть – это залог того, что спектакль будет живым.
-В этом году ваш театр планирует выпустить несколько премьер. Одна из них «Тень» по пьесе Евгения Шварца...
- Значение «Тени» для нашего театра такое же, как у «Чайки» во МХАТе или «Принцессы Турандот» - в Театре Вахтангова. На мой взгляд, именно с этой пьесой театр Акимова обрел свое собственное лицо, свой неповторимый подчерк.
С первых шагов своей работы в театре режиссер Николай Акимов думал о современной пьесе. Нам трудно себе представить, какими были «сороковые-роковые» годы для людей театра. Цензура, чиновники, партократчики создавали такой идеологический гнет, что всё живое, острое, самостоятельное во взгляде на жизнь не могло попасть ни в пьесу, ни на сцену. Первая попытка создания современной пьесы для театра Комедии была осуществлена Акимовым в сотрудничестве с Евгением Шварцем. Это был «Голый король». Главлит запретил пьесу сразу. Переговоры Акимова с Зощенко о создании комедии о «советской жизни» были пресечены устным выговором – был запрещен даже сам замысел возможного произведения. Но необходимость говорить со зрителем современным языком оставалась в Акимове неизменной.
В 1939 году Шварц на основе сказки Андерсена «Тень» пишел большую пьесу. Жанр определяется как «сказка для взрослых». В 1940 году состоялась премьера. История вхождения молодого мечтателя в жизнь, тяжкий путь познания, прозрения, переоценки ценностей, ставила вопрос о том, как жить в стране, где правит Тьма. Сказочная интонация, ирония и красота сценического решения усыпили государственную цензуру. Но тема теневой стороны жизни, ее масштаб по-прежнему не отпускали ни Шварца, ни Акимова и через 3 года их творческое содружество рождает новый замысел – в Москве в 1944 году театр играет премьеру новой пьесы Е. Шварца «Дракон». После первого представления она была запрещена. И этот запрет зловещей тенью лег уже на самого Акимова, после возвращения в Ленинград он был изгнан из созданного им театра. (Вторая попытка возобновления "Дракона", уже в 1962 году тоже была запрещена, несмотря на оттепель в стране).
В 1960 году Акимов ставит «Тень» вновь, уже с новым поколением артистов театра Комедии. В главных ролях его спектакля – Геннадий Воропаев – необыкновенно талантливый, красивый, обаятельный, настоящий лирический герой Акимова, Лев Милиндер, Вера Карпова. В те годы, цензура, конечно, была ослаблена. Акимов ставил много современных пьес, создалстудию молодых драматургов, но пьес, равных «Тени» и «Дракону» для него не было. То есть «Тень» была для него не только фирменным знаком, одной из самых дорогих и сокровенных пьес. Поэтому, обращаясь сегодня к той пьесе, мы отдает дань памяти Н.П. Акимова, история театра, поколению наших дорогих «стариков».
Теперь совсем новое поколение артистов, для которых «сороквые – роковые» далекое прошлое, по-своему будут рассазывать нам старую-старую сказку.
На самом деле это огромная проблема, как сохранять подобные спекаткли в репертуаре! И «Чайка» во МХАТе, и «Принцесса Турандот» в театре Вахтангова в свое время столкнулись с этой проблемой. Такие «знаковые» спектакли, на которых выросло не одно поколение зрителе, очень сложно сохранить с течением времени, когда меняется всё и, прежде всего, - сама жизнь, взаимоотношения между людьми, отношение к государству, власти и так далее. Например, «Принцессу Турандот» на протяжении почти 80-ти лет повторяли «один в один». И только один раз рискнули – поставили всё заново. Это была попытка выбиться из «мертвечины», избавиться от автоматизма, штампов.
- Драматургия Шварца, в частности «Тень» - сегодня это уже классика. Вы отдаете предпочтение классическим произведениям?
-То, что мы называем классикой - это пьесы, которые прошли испытание временем, прошли через века и были востребованы. Если та или иная вещь интересна театру и зрителям, значит, она она современна.
- Зачастую, более современна, чем пьеса, написанная сегодня...
-Это пьеса, где общечеловеческие проблемы были наиболее мощно поставлены и разработаны автором. Пьеса, где в какой-то мере был дан ответ на вечные проклятые вопросы или задан сам вопрос, что такое добро, счастье, в чем смысл человеческой жизни, как противостоять злу – что зачастую не менее важно. В беге времени, когда человек даже не успевает познать, насколько быстро проходит его собственная жизнь, классические пьесы проходят испытание веками, становятся победтителями. Они по-прежнему привлекают внимание зрителей и режиссеров. И при этом не важно, в каком году или веке была написана эта пьеса, важно, как она сопрягатся с современностью.
-В то время, когда Евгений Шварц писал свою пьесу, ему приходилась пользоваться «эзоповым» языком, прибегать к системе аллюзий, достаточно, впрочем, прозрачных. Сейчас все это не имеет смысла, все называется своими именами, все в лоб, все «грубо, зримо». Не устарела ли сама стилистика пьесы?
-Приходите на спектакль и смотрите… Это единственное, что можно сказать. Вы сами и ответили на этот вопрос. Большинство современных пьес, к сожалению, воспринимается мной, как некий литературный сор, нечто виденное и слышанной тысячу раз. Это не современность, но старые, старые штампы. Я все равно считаю, что Шекспир - самый современный драматург, как, впрочем, и Вампилов, и Чехов... Их современность и в рассматриваемых проблемах, и в форме изложения. А что касается «Тени», то я еще раз хочу сказать: я ее ставлю как пьесу, которую мне прежде всего интересно ставить, которая многое может рассказать нам о нас самих, одновременно поддерживая традицию, сохраняя это название в репертуаре.
-Еще одна премьера предстоящего сезона - «Свадьба Кречинского»...
-Да, в театре идут репетиции спектакля по пьесе Сухово-Кобылина. Эта премьера - бенефис Михаила Семеновича Светина, который давным-давно мечтал о роли Расплюева. Театр согласился с выбором бенефицианта и режиссером - постановщиком был приглашен Сергей Каргин, художник – Михаил Мокров... Еще у нас скоро начнутся репетиции спектакля «Средство Макропулоса» (по Карелу Чапеку), режиссер Юрий Аксенов, в главных ролях Ирина Мазуркевич и Анатолий Равикович. После нового года мы приступаем к репетиции спектакля «Слишком женатый таксист» по пьесе Рэя Куни. Эта комедия, с успехом идущая и на Западе, и в Москве, будет поставлена в расчете на одного из наших самых замечательных артистов молодого поколения, заслуженного артиста России Сергея Кузнецова. Владимир Туманов будет ставить в нашем театре свою любимую детскую пьесу «Кошка, которая гуляла сама по себе».
-Я знаю, что у вас в театре активно идут ремонтные работы…
-6 октября у нас торжественная дата. В этот день мы открываем, так называемый, Белый зал. Раньше это была просто большая репетиционная комната, разделенная на две части. Но история у этой репетиционной комнаты вполне почтенная и связана с Домом Елисеевых. Весной следующего года ему исполнится 100 лет. Ходит по городу такая присказка, что, мол, существует магазин, а над ним театр. Так говорят люди, не знающие историю. Дело в том, что внук крепостного Елисеева, который построил в начале века это здание, видел его изначально как дом высочайшей культуры купеческой русской интеллигенции. Изначально на первом этаже предполагался магазин колониальных товаров, на втором – театральная зала, а на следующем - ресторан. То есть этот дом должен был стать местом, куда люди приходили отдыхать, культурно проводить время. Показательно, что здесь, например, не было игральных карт. «К Елисеевым» собирались люди, чтобы послушать романсы, чтобы посмотреть пьесу. Кстати, первой постановкой стал «Гамлет»! Согласитесь, что это говорит об очень серьезном уровне. Так получается, что окончание реконструкции Белого зала совпадает со столетием дома Елисеевых и сегодня, видя воссозданную красоту внутреннего убранства, мы можем представить себе, насколько уникально было это здание и в каком порядке оно содержалось.
6 октября мы открываем Белый зал торжественным событием. В этот день мы будем праздновать 50-летие творческой деятельности народного артиста Советского Союза, лауреата Государственной премии Петра Сергеевича Вельяминова и награждение его орденом «За заслуги перед Отечеством».
Я надеюсь, что в перспективе мы будем использовать Белый зал, как Малую сцену, о которой наш театр всегда мечтал. Это совершенно новый этап в жизни Белого зала, потребуются и время и деньги, чтобы Малая сцена действовала. Сейчас закончены ремонтно-реставрационные работы, все продумано: звукоизоляция пола, стен и окон… Остается очень много технических проблем, нам бы хотелось, чтобы была мобильная, трансформирующаяся сцена, оснащеннная современнейшим театральным оборудованием и машинерией. Мысль о Малой сцене жила в Театре Комедии очень давно. Петр Наумович Фоменко был первым, кто задумался об этом, первым старался сдвинуть дело с мертвой точки. Но, к сожалению, ни его старания, ни хлопоты последующих руководителей театра результатов не дали. Сегодня же при поддержке Владимира Ильича Шитарева - вице-губернатора по культуре, началась работа над нашей Малой сценой. И я просто счастлива, что наконец-то 6 октября мы открываем этот зал, в котором мы все будем объясняться в любви замечательному артисту Петру Сергеевичу Вельяминову. А на следующий день, 7 октября с 15 до 18 часов Белый зал распахнет свои двери для всех горожан – мы хотим поделиться с Петербургом своей радостью.

Беседовала Татьяна Кучкина


Новости
Репертуар
Спектакли
Труппа
История
Пресса
Контакты
Друзья
Гостевая


© СПб академический ТЕАТР КОМЕДИИ им. Н.П.Акимова, 2003. Все права защищены.
 
Дизайн Анны Полонской