Татьяна Казакова: Комедия должна быть умной

Газета «Банк Санкт-Петербург» № 1, 2003 год

 

Сегодня о своих творческих планах рассказывает Татьяна Сергеевна Казакова, художественный руководитель Театра комедии им. Акимова – давнего клиента и партнера банка.

- Татьяна Сергеевна, в год знаменательного события – 300-летия Петербурга, приготовил ли театр подарок для своих зрителей?
- В нынешнем сезоне любой спектакль – это, прежде всего, подарок городу. Думая об этом, мы решили поставить «Тень» Евгения Шварца. История «Тени» началась в театре Комедии в 1939 году. Сама тема пьесы родилась из вечной оглядки, вечного страха, вечной робости, когда люди, не сопротивляясь, позволяли теневым сторонам их натуры завладевать жизнью. Разве это не актуально и для нашего времени? Мы и сегодня выпускаем на волю сначала тень, а потом и дракона. Мне бы хотелось, чтобы зрители вспомнили, что все в мире - и негативное, и позитивное – плод человеческих действий, устремлений, страхов, радостей, что мы сами в ответе за происходящее вокруг.
«Тень» была любимым детищем Акимова. Ею он установил ту планку театра, опускаться ниже которой не хотелось бы. Для Театра комедии, для нескольких актерских поколений «Тень» стала знаковой пьесой так же, как «Чайка» для МХАТ была спектаклем, определившим его лицо, его «фирменный стиль».
«Тень» не раз возобновляли, и во всех восстановленных спектаклях очень точно сохранялась первоначальная акимовская сценография. Мы же сегодня решили все сделать по-другому, оставив от старой постановки лишь музыку, правда, в современной обработке. Традиция – вещь хорошая, но, если к ней не относиться новаторски, творчески, она может быть опасной. Театр всегда связан с настоящим, он призван отражать сегодняшний день, поэтому нельзя ставить спектакль, как двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад. А данью уважения прошлому я считаю уже само обращение к этой пьесе. И, конечно, новый спектакль будет посвящен Николаю Павловичу Акимову.
- То есть Вы считаете, что классику для современного зрителя нужно подавать в современной обработке?
- Я думаю, критерии современности сегодня весьма размыты. Например, бытует мнение, что Чехов нынче абсолютно несовременен. Но Чехов – гений, и не может быть несовременным. Это проблема не драматурга, а театра. Просто в настоящий момент мы – режиссеры, актеры, художники – не знаем, как поставить Чехова. Да еще если вспомнить, что 70 лет его повсеместно насаждали: заставляли читать в школе, когда человек еще не готов к восприятию чеховских проблем, языка и мировоззрения, его заставляли ставить в театрах, причем только так и ни иначе. И у публики сложился стереотип: «Чехов – это очень скучно».
А на Западе, если в театре не идет Чехов, то уровень такого театра считается очень низким. Это как некий знак качества. И Чехова с удовольствием ставят и смотрят, и считают безумно современным. Чехов определил развитие драматургии ХХ века, и пока никто не шагнул дальше. Понятие чеховского конфликта – постоянный конфликт человека с самим собой, с обыденностью, с мещанством. Откуда черпать силы, как противостоять пошлости не на войне, не в критической ситуации, а каждый день? Это сегодняшние вопросы, а Чехов задал их сто лет назад.
Главное забота в работе над репертуаром — это современные пьесы. Но, к сожалению, что-то заслуживающее внимание найти очень сложно. Думаю, это вечная проблема, и, наверняка, Станиславский тоже жаловался на то, что хороших современных пьес нет.
- Сейчас много говорят о поиске новых театральных форм. Как Вы относитесь к экспериментам в театре?
- Думаю, что эксперимент – это неплохо. Я недавно была в Англии. Там государство поддерживает любую попытку поставить Шекспира. Например, вам захотелось, чтобы все герои «Гамлета» были лягушками, сидели зеленые и квакали. Пожалуйста! И оттого, что предпринимаются различные, иногда даже бредовые, попытки прочтения классического произведения, иногда появляются интересные результаты. К слову, перенос спектакля на малую сцену порой автоматически считается экспериментом. Но это далеко не всегда соответствует истине. Существуют вещи, которые вообще созданы исключительно для небольшого камерного пространства, дающего возможность более ярко выражать сложные душевные переживания.
- В этой связи не ощущается ли в последние годы спад зрительского интереса к театру вообще?
- Нет, нисколько. Театру уже не раз предрекали тихую смерть, например, после изобретения кино, но люди по-прежнему приходят в театр. Конечно, сегодня уже нет того театрального бума, существовавшего во времена СССР, когда в «Современник» или к Любимову ходили, чтобы глотнуть свежего воздуха. Что касается нашего театра, то жаловаться не приходится. Зрительный зал полон каждый вечер. Наш зритель – это в основном молодежь. Да, они ходят и в кино, и на концерты, и на дискотеки, но это ведь абсолютно нормально. Жизнь должна быть разнообразной.
Кроме того, на мой взгляд, сейчас как раз пришло время комедий. Трагедия воспринимается тяжело, потому что слишком много пережито за последние годы. Но комедия должна быть умной, не сводится к потехе над тем, как кто-то упал в грязь, чего много, например, в американских фильмах. Нужна внутренняя, а не внешняя динамика, которой всегда было в достатке в глубокой и мудрой русской комедии Салтыкова-Щедрина, Грибоедова, Островского, Сухова-Кобылина. В Театр комедии люди приходят посмеяться, но этот смех можно и нужно направлять. Мы стараемся, чтобы, смеясь, наш зритель вспоминал о том, что он человек.


Мнение:
-- Санкт-Петербург называют культурной столицей России,- говорит Татьяна Сергеевна.- Его тезка -- банк «Санкт-Петербург» за двенадцать лет своего существования внес огромный вклад в сохранение, развитие и поддержание богатейших традиций нашего города. И, на мой взгляд, это не просто дань имени, которое, естественно, обязывает ко многому. Меценатская деятельность банка – это, прежде всего, осознание гражданской ответственности финансово-кредитного учреждения перед уникальным во всех отношениях городом, где нам с вами довелось жить и работать.


Новости
Репертуар
Спектакли
Труппа
История
Пресса
Контакты
Друзья
Гостевая


© СПб академический ТЕАТР КОМЕДИИ им. Н.П.Акимова, 2003. Все права защищены.
 
Дизайн Анны Полонской