Татьяна Казакова: «Петербург должен стать Меккой». Беседовала Елена Боброва

Санкт-Петербургский Курьер № 12. 25 – 31 марта 2004 года


- Татьяна Сергеевна, я знаю, что в этом году вы будете набирать студентов. У вас возникла потребность иметь актеров, воспитанных именно вами?

Это потребность естественная. Каждый год в конце сезона я смотрю выпускников театральных вузов и училищ Питера, Москвы и других городов. Думаю всегда одно и тоже – интерес к театру упал, и интересных индивидуальностей, не говорю о талантах, почти нет.
У нас театр Комедии, нам нужны комические таланты, острохарактерные актеры, у которых обязательны: обаяние, заразительность и темперамент. Их нет. Но каждый год к нам в двери стучатся молодые актеры… а выбирать почти не из кого.
Собственный курс набираю в надежде, что появятся способные люди. Но никто не знает, каким будет набор. Поэтому есть и сомнение: «А если таковых не окажется, что делать?» Ведь институт имеет государственный заказ: набирать и выпускать такое-то количество. И ежегодно набирается не один, а два, три и четыре курса. Возникает вопрос: а есть ли в этом необходимость? В таком количестве. Хорошо бы провести статистический анализ, чтобы выяснить, сколько артистов из выпускников 3-х курсов работают в театре. А если они не работают артистами, то кем они работают и где? Может быть, надо набирать один курс в год, а может, один курс в два, три года? В зависимости от того, сколько одаренных людей в данном наборе есть. Например, в Англии в Лондоне набор производится один раз в четыре года, заканчивает обучение группа в 12 человек. (При этом конкурс огромен!) И они сразу разбираются театрами Англии и им обеспечена высокая заработная плата и, конечно же, работа.
У нас количественно выпуски большие (в Москве еще больше), а где артисты? Лучших сразу забирает кино, соблазн популярности велик. Но, к сожалению, как кино выбирает, так потом же и забывает. И сидят молодые, талантливые артисты вокруг киностудий и тихонько спиваются в ожидании ролей.
Всеволод Мейерхольд однажды сказал, что каждый курс по окончании учебы должен вырастать в театр – студию. Очень важно, чтобы начинающий артист «вставал на ноги» среди своих. Это очень верная мысль. Но, в реальности, почти невозможная. Молодой выпускник входит в давно сложившийся театральный организм и его профессиональное становление и развитие – большая проблема. Пример театра Додина, театра Владимирова, где большинство артистов в труппе их собственные ученики – одно из решений этой задачи. Ребята учатся в театре, лучшие из них остаются в нем, почти в родных стенах. Подобное формирование труппы, конечно, вопрос времени и отбора на протяжении многих лет. Но практику курса при театре я считаю самой плодотворной.
Приток молодых сил в государственные театры должен быть постоянным. Только сейчас я понимаю, как это важно. Так быстро летит время. Одно поколение должно пополняться другим естественно и закономерно. Любой сбой в поступательности этого движения обязательно скажется в будущем. Например, сегодня нет поколения 45 – 50 лет, которое должно было бы нести на своих плечах театральное дело. На сцене сегодня или мальчики – девочки, или сразу старики.
- Помимо общегосударственных проблем, у Питера своих хватает, в силу его консерватизма.
Думаю, что ничего плохого в консерватизме Питера нет. Этим он сохраняет свое лицо. А вот отставание его от Москвы унизительно. Причина, конечно же, в денежном обращении. Посмотрите на театральные афиши: московские антрепризы живут на площадках нашего города как дома, бесперебойно повторяясь как новым, так и старым репертуаром. И нет почти ни одной питерской антрепризы в Москве. Государственные московские театры приезжают к нам запросто и с большими гастролями и с малыми. Но нам выехать в Москву почти невозможно. Аренда помещений, гостиница, проезд – это колоссальные деньги!!! А в Питере для Москвы вольготно – другие цены.
Мне рассказывают наши артисты, снимающиеся в сериалах, что им платят меньше, чем московским. Знаете, почему? Потому что наши вынуждены согласиться и на эти деньги.
Ритмы жизни в Москве, раскрутка, реклама, диктуют резкое отличие Москвы от нас, включая и то, как люди одеты и какое выражение лиц… Санкт- Петербург провинциальнее Москвы. Печальные слова. При должном денежном вложении наш город может быть (и должен) стать художественной Меккой. Такой архитектурной роскоши, таких музеев, такого потенциала музыкального и театрального искусства не имеет ни один город мира. Обидно и больно за людей культуры Северной столицы. Такой душевности и сподвижничества редко где встретишь, а уж тем более в Москве.
- Как говорится, сподвижничеством сыт не будет. Но что мешает петербургским театрам вокруг своих премьер создавать ауру праздника. Я не говорю, что надо равняться на Константина Райкина, который к премьере и дирижабль заказал, и сувенирнуюю шоколадную продукцию наладил. И все же, хотелось бы, чтобы вокруг премьеры был некий ажиотаж...
- Да, там умеют создать атмосферу сенсации. В Питере все по-другому - иной уклад, психология, которую не изменить.
Но вообще-то вопрос сенсации - это вопрос привлечения внимания. Главное, чтобы зритель хотел вновь прийти в этот театр. Для меня высшая награда – слова зрителей о том, что они несколько раз смотрели мой спектакль.
Ну, нашему театру Комедии сегодня грех жаловаться на внимание публики.
- Вам и в самом деле повезло с названием театра - комедия всегда желанна для зрителей.
- Конечно, публика любит комедию. И любила всегда. Люди хотят положительных эмоций, некоего вздоха от драматичных событий жизни, от их внезапности и агрессивности. Всё серьезное и тяжелое отталкивается ею – «мы не хотим про это смотреть», - говорят они. Задача театра – это понимать. Ведь мы работаем для людей. Это с одной стороны. А с другой, всё-таки не хочется опускаться до уровня – «лишь бы смешно». Поэтому, строя репертуар, мы думаем и о серьезных комедиях.
Последней премьерой нашего театра стала «Тень» Евгения Шварца. Изменилась тональность старой сказки, она стала серьезнее, драматичнее. Что ж, время такое.
И новая премьера, «Свадьба Кречинского» - классическая комедия. Она состоится в середине апреля. Спектакль – бенефис народного артиста России Михаила Светина – артиста, любимого многими поколениями. Роль Расплюева – давнишняя его мечта. В спектакле будут играть народный артист России Эрнст Романов, заслуженная артистка России Ирина Цветкова и Михаил Разумовский.
В августе молодой московский режиссер, ученик Марка Захарова Роман Самгин и молодой художник, один из самых интересных московских сценографов Виктор Шилькрот будут дебютировать на питерской сцене спектаклем «Слишком женатый таксист» по пьсее английского комедиографа Рэя Куни. Эта пьеса взята для одного из самых интересных артистов в труппе нашего театра – заслуженного артиста России Сергея Кузнецова. Пожелаем им удачи!
А еще идут репетиции пьесы Чапека «Средство Макропулоса» с Ириной Мазуркевич в главной роли. Пьеса необычная, странная, сам автор определил ее жанр как «черная комедия».
А еще мы думаем о старой пьесе Галина «Ретро».
И, наконец, в следующем сезоне нашему театру исполнится 75 лет. Но об этом пока рано говорить, скажу только, что будем очень серьезно к этому готовиться...



Новости
Репертуар
Спектакли
Труппа
История
Пресса
Контакты
Друзья
Гостевая


© СПб академический ТЕАТР КОМЕДИИ им. Н.П.Акимова, 2003. Все права защищены.
 
Дизайн Анны Полонской